Курдская религиозная община Ахли-хакк (али-илахи, какаи) |
![]() |
![]() |
Administrator | |
Sunday, 09 November 2008 | |
К.И. Мирзоев, академик Международной Академии наук высшей школы, доктор филологических наук, профессор ![]() Религиозную общину "ахли-хакк", или "али-илахи" ("люди истины", или Али), В. Ф. Минорский называл преимущественно курдской [132]. Он считал, что эта религиозная секта была распространена главным образом в Западном Иране. Однако сегодня известно, что последователи этого о вероучения живут не только в Иране, но и в Турции, Афганистане и Ираке. Преследования, которым подвергались "люди истины" со стороны мусульманских властей и духовенства в странах Ближнего и Среднего Востока, придали их организации тайный, замкнутый характер. По той же причине сектанты вели пропаганду своего учения тайно, в весьма ограниченных масштабах. Правящие круги Османской империи и Ирана, считая ахли-хакк еретиками, скрывали их, запрещали иностранцам путешествовать по территории, населенной "людьми истины". Поэтому вероучение ахли-хакк по сравнению с другими мало известно и сведения о численности его приверженцев, нравах и обычаях очень скудны и разноречивы. Первые упоминания об ахли-хакк в Западной Персии мы встречаем в "Географических записках о Персидской империи" (1813) Дж. Макдональда Киннейра и в "Рассказах о себе во время путешествия из Индии в Англию" (1817) Дж. Каппела [126]. Некоторые сведения о "людях истины" сообщает Роулинсон в своих "Записках о переходе из Зохаба в Хузестан" [126]. Роулинсон значительное время командовал полком персидской армии, набранной в основном из племени горан, принадлежащих этой общине. Однако, несмотря на всю его заинтересованность и большие возможности, Роулинсону так и не удалось добраться до существа вероучения. Подробнее всех об этой тайной секте рассказывает французский ученый А. Гобино в книге "Три года в Азии", изданной в Париже в 1859 г. По словам В. Ф. Минорского [132], книга эта занимает особенное положение среди литературы XIX в. об али-илахи. Она сохранила свое значение до наших дней. Упоминания о секте али-илахи встречаются и в трудах многих последующих путешественников и ученых. Из них наибольший интерес вызывают статьи В. А. Жуковского ("Секта людей истины" и В. Ф.. Минорского, в частности две статьи последнего, опубликованные в "Энциклопедии ислама" - "Ахли-Хакк" и "Султан Исхак") [126]. Кроме того, нужно отметить исследование С. Эдмондса "Какаи", составляющее отдельную главу в его книге "Курды, турки и арабы", и работу француза Гренара [84]. Данные Минорского, как и почти все данные, до сих пор опубликованные в Европе, были собраны в Иране. Что касается сведений С. Эдмондса, то они получены в основном об иракских али-илахи и лишь немногие - о жителях приграничных персидских деревень. Материалы и выводы Эдмондса во многом подтверждают высказывания Минорского и проливают свет на многие вопросы, которые до сих пор оставались неясными. Выводы В. Ф. Минорского [132] основываются на анализе священной книги ахли-хакк "Саранджам" (книга "исполнения", "совершения"), а также личных бесед и наблюдений. Ученый рассматривает географическое распространение вероучения, содержание теологии и нравственного учения этой секты. Как указывает Минорский, речь идет не о простом обожествлении четвертого халифа Али. По мнению али-илахи, из семи воплощений бога одним был Али. Всякий раз божество сопровождали четыре ангела, каждый из которых представляет одно из качеств бога. Таким ангелом был и пророк Мухаммед в эпоху Али. Полное "раскрытие тайны" произошло, однако, не во времена Али, а при позднейших воплощениях - при Баба Хошине и султане Исхаке. Божество само поставило себя в подчиненное положение по отношению к главнейшему из своих спутников. "Люди истины" верят в метапсихоз. Они заключают между собой нечто вроде мистических договоров, иногда даже между представителями разного пола. По мнению Минорского [132], изучение исторических и географических условий формирования секты позволяет сделать ряд важных выводов, в частности, что учение "ахли-хакк" отражает истинную историю религиозной жизни этой общины. Так, при "третьем воплощении" ряд событий происходил в Лурестане, и несколько географических пунктов удалось идентифицировать. Факты и выводы С. Эдмондса основываются, в частности, на небольшом памфлете (тазкере), записанном специально для него на турецком языке одним образованным членом секты какай, бывшим чиновником гражданской администрации Османской империи. На основании частных бесед и встреч со знатоками этой религии в дневниках Эдмондса сделано много записей, например, изложено несколько поэм на горанском диалекте. Как сообщает С. Эдмондс, ахли-хакк в Иракском Курдистане известны как какай, под этим названием секта вошла в большинство работ, написанных европейскими путешественниками. Об истории создания секты какай лучше всего сказано в упомянутом тазкере. Основателем ее является сайид Ишак (впоследствии его стали именовать султан Ишак-Зохаб), который превратил Пирд-и-Вар в свою резиденцию. Султан Ишак объединил три группы (по семи в каждой): Хафт тан, Хафтавана и Хафт Халифа, а затем и другие группы, из которых заслуживает упоминания Хафтад-у-Пир. Каждый какай должен быть членом рода сейидов (в качестве его пира) или рода далилов. У пиров и далилов имеются обязанности по отношению к последователям, а также и определенные права; они выполняют также и конкретные обрядовые функции. Однако это не обязательно знатоки теологии какай; задача проповедования и обучения доверена так называемым каламхванам, которые могут быть из любого (из трех)сословия. Теоретически каждый какай (за исключением, может быть, рода сейидов) может свободно выбирать своего пира и далила, однако практически он зависит от своего отца, а в случае смерти пира или далила принимает любое условие по завещанию мюрида сыновьям. Браки между людьми, состоящими в родстве с пиром, далилом или мюридом, не разрешаются. Из сообщения С. Эдмондса следует, что название "какай" правильно применять только в отношении сейидов, а не всей секты. В Ираке наиболее значительной династией сейидов какай является династия Ибрагимов. Как Минорский, так и Эдмондс не исключают, что ахли-хакк являлась если не официальной, то полуофициальной религией в государстве Кара-Коюнлу. Секта какай, по существу, является дервишским братством. Она не имеет канонического единства, а, скорее, напоминает федерацию объединенных общин. Существует 12 основных ханаданс или силсилай - ее ответвлений, но есть и другие. Одной из основных догм ахли-хакк является вера в семь воплощений бога, которые олицетворяются с одеяниями, надеваемыми божеством: "стать воплощением" означает "прийти в одеянии". В каждом случае бог является в сопровождении четырех (или пяти) ангелов, с которыми он образует тесную группу. В соответствии с "Саранджам" в предзагроб-ном мире (азал) божество было заключено в жемчужине. Первое его явление в мир было в лице Хавандагара - создателя мира, второе — Али. Начиная с третьего воплощения список их становится совершенно оригинальным, типичным для ахли-хакк. Первые четыре эпохи соответствуют стадиям религиозной науки: шариа, уарика, марифа и хакика. Представителем последней и наивысшей стадии является султан Зо-хак. Различие во мнениях существует относительно преемников султана Зохака. Когда божественное существо вновь появляется в одном из семи "одеяний", ангелы являются воплощениями друг друга, поэтому их имена взаимозаменяемы. Ангелы являются посланниками божества и созданием Хавандагара. Вера в перевоплощение находит свою параллель в общей вере в метапсихоз. "Люди! Не бойтесь наказания смерти! Смерть человека подобна прыжку утки в воду: она погружается в одном месте, чтобы вынырнуть в другом. Ахли-хакк верят в переселение душ. Согласно их учению, человеческие существа должны пройти цикл из 1001 воплощения, в течение которого они будут вознаграждены за свои действия" [124, с.61]. Обычаи ахли-хакк весьма оригинальны. На общих собраниях (джам-джам) "разрешаются все трудности". Собрания проходят через определенные промежутки времени и в связи с важными событиями. На них под аккомпанемент музыки читается молитва. В торжественных случаях (зикр) дервиши под звуки саза доходят до состояния экстаза, в котором проходят по горящим углям, берут их в руки и т. д. На собраниях ахли-хакк обязательны жертвоприношения - надхр ванияз (животных мужского пола: рогатого скота, овец, петухов), а также пожертвование - хаир ва хизмат (приготовленной пищи, например, сахара, хлеба и т.д.). Ритуал жертвоприношения строго регламентирован. Мясо отделяется от костей, которые подлежат захоронению. Вареное мясо и другие пожертвования распределяются между присутствующими, при этом повторяются посвятительные формулы. Каждый дервиш должен иметь духовника (муршида). В процессе обряда cap сипурдан персоны, символизирующие пять ангелов, окружают ребенка, а священник разбивает мускатный орех (джавзи-бува), который затем носится как амулет вместе с кусочком серебра (хавиза). С целью достигнуть морального совершенства заключаются союзы между мужчиной (или несколькими мужчинами) и женщиной, которых называют брат и сестра (шарт и икрар). Зимой строго соблюдается пост, который продолжается всего три дня (как у езидов). Он сменяется праздником. Праздник барх боран (рассечение баранов) сопутствует посту. Навруз празднуется с большим воодушевлением. По словам Гобино [130], приверженцы ахли-хакк верят, что человек за грехи возрождается к более тяжелой жизни. Души же праведников, дошедшие до ранга пиров, возвращаются в небесное лоно, породившее их. Гобино (как и Минорский) отрицает существование у ахли-хакк "пресловутых ночных оргий" (типа хлыстовских). Религия ахли-хакк типично синкретическая. Она имеет общие черты с религией нусайритов (алавитов). Однако в отличие от секты алапи-тов у "людей истины" культ Али полностью заслоняется культом сутана Зохака. Другим характерным элементом ахли-хакк являются обряды дервишей суфи: выборы пиров, распределение пищи, братские союзы и т.д. Здесь же хочется заметить, что приверженцы ахли-хакк - представители главным образом низших классов: кочевники, сельские жители, городские бедняки, рядовые дервиши и т.д. Вероятно, происходит это от внушаемой ученикам надежды, что в день "страшного суда" султаны будут наказаны. Существование секты "али-илахи" является одним из ярких примеров, характеризующих сложный процесс синкретизации духовного мира курдов, что само по себе знаменательно вообще для всех народов Ближнего и Среднего Востока. Литература: 84. Карцев Ю. Заметки о курдах. Тифлис, 1896. 124. Марр Ю. Н. Радение секты «людей истины»: Статьи и сообщения. М.-Л., 1932. Т.2. 126. Махмудов Н.Х. Курдский народ. Ереван, 1959 (на арм. яз.). 130. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента. М., 1963. 132. Минорский В. Ф. Материалы для изучения персидской секты «Люди истины» или али-илахи. // Труды по востоковедению, издаваемые Лазаревским институтом восточных языков. М., 1911. Ч.1. Вып.33.
Курды. Малая Энциклопедия (Очерки истории и культуры). СС.144-148. Алматы, 2001. В. Никитин о Людях истины (ахле-хакк)
Эта секта, упомянутая Н. Я. Марром, широко распространена в Курдистане. Рассмотрим кратко ее учение, тщательно исследованное известным иранистом проф. Жуковским и в еще большей степени В. Минорским 2. См. Материалы для изучения персидской секты «Люди Истины», или Али-Иллахи», М., 1911, ч. 1—2. Речь идет, как указывает Минорский, не о простом обожествлении четвертого халифа. Из семи воплощений бога одним был Али. Всякий раз четыре ангела, каждый из которых представляет одно из качеств бога, сопровождали божество. Как и у исмаилитов, божество подчинено главному из своих спутников. «Откровение тайны» тоже не относится к циклу Алия, оно имело место во времена Баба Хошин и Солтана Сохак. Члены секты верят в метампсихоз. Они заключают между собой нечто вроде мистического договора, причем стороны могут принадлежать к разному полу. Укажем также на один из обрядов — распределение хлеба и вареного мяса между участниками обряда. Этот обычай не следует рассматривать как пережиток евхаристии; поскольку эта секта не имеет ничего общего с христианством, зато он сближает али-иллахов с сектой тавси. Кизылбаши Дерсима входят в эту секту. Ахле-хакки имеют рукописную литературу, в частности на диалекте гуран (см. гл. VII). Минорскому удалось приобрести одну из их рукописей, озаглавленную «Серенджам». По мнению Минорского, анализ исторических и географических условий формирования этой секты позволяет сделать ряд важных выводов, в частности что ___________________________________ 1Вот несколько работ, посвященных езидам: J. Campanile, О. P. Storia della regione del Kurdistan e delle sette di religione ive sxistenti, Napoli, 1818; Abbas' Azzaoui, Tarikh-al-Yazidiyya wa aslu aqidathim, Baghdad, 1935; Ysma'il Beg Col, El-Yaziddya qadiman wahadithan, Beyrouth, 1934. 2См. В. Ф. Минорский, Материалы для изучения персидской секты Люди Истины, или Али-Иллахи, М., 1911, ч. 1—2; его же, Notes sur la secte des Ahl-e-Haqq, Paris, 1921, R. М. М.; соответствующая статья в «Энциклопедии ислама». 345 доктрина ахле-хакков отражает истинную историю религиозной жизни этой общины. Так, например, при третьем воплощении целый ряд событий происходит в Луристане, и несколько географических пунктов удалось идентифицировать. Среди святых мы встречаем имя Баба Бозорга, чей мавзолей в Бавалине является местом паломничества, и поэта Баба Тахера, писавшего на местном диалекте (см. гл. XII). Баба Ядегар, не упомянутый, правда, среди четырех святых этого цикла, является воплощением имама Хосейна и очень популярен в ту же эпоху. Его могила находится в гуранском округе Зохаба. Четвертое воплощение протекает на берегах Сирвана к северу от Зохаба. Пятое также связано с Курдистаном, однако шестое и седьмое переносятся в Азербайджан. Упоминание династии Кара Коиунлу XV века могло бы определить хронологически события двух последних воплощений. Среди курдских племен, принадлежащих к этой секте, можно назвать мениши, относящихся к келхорам, сенджабов и основную часть гуранов. Но ни в окрестностях Бердивера, сыгравшего такую роль в ее истории, ни в Иранском Курдистане в Сенне или Мехабаде мы не находим следов ахле-хакков. Минорский объясняет их отсутствие засильем ортодоксального суннизма и влиянием шейхов накшбенди в Тавиле и Бейяре. Среди обрядов можно указать на приношения, в том числе и денежные, духовному вождю. Роулинсон, описавший обряд раздачи вареного мяса, указывает: «Пир, руководящий обрядом жертвоприношения, держит в руках миртовые и ивовые ветки». То же мы наблюдаем у носейритов в Сирии. Ритуал инициации, то есть посвящения духовному наставнику, вопреки утверждению имеет место не только у ахле-хакков, но также и у тавси. Он заключается в делении ореха пополам. Одна половина остается у того, кто посвящает, другая становится амулетом, который ребенок носит в шапке. Серебряной монете и шелковому платку также отведена определенная роль в этом обряде. Указанный обряд имеет общие черты с другим обрядом, символизирующим мистическое единение и известным под названием «бракосочетание 346 истины». У секты шахов Сефеви существовал похожий обряд в начале XVII века. Люди истины соблюдают пост и отмечают праздники. Один из них — барх боран (barkh boran —- «рассечение баранов») сопутствует посту. Навроз празднуется с большим воодушевлением. Подобно-суфиям, люди истины собираются вместе для отправления обряда зикр (zikr), во время которого собравшиеся предаются беседам о боге и братской любви, раскачиваясь под музыку и стремясь достигнуть экстатического состояния. Опустим описание одежды, свадьбы, погребения. Моральные нормы, предписываемые сектой, не совсем ясны. Ее представления о происхождении зла еще недостаточно изучены. Последователи ахле-хакков подменяют проблему воссоединения зла с богом идеей метампсихоза. По словам Гебино1), согласно догме секты, человек за свои грехи возрождается к жизни в более тяжких условиях. Души праведников, дошедшие до ранга пиров, возвращаются в небесное лоно, породившее их. Зенджан, Шехризур и Казвин считаются местами, куда снизойдет бог для страшного суда. Что касается пресловутых ночных оргий, существование которых отрицал уже Гебино, то разве не обвиняют в них также и езпдов, кизылбашей и носейритов? Даже манихейцев, первых христиан, не миновала эта клевета. Минорский категорически утверждает, что россказни о них бездоказательны2. В статье о книге Минорского3 Ф. Кюмон говорит, что у ахле-хакков, а также у носейритов и кизылбашей «сохранились очень древние языческие ритуалы». Богатство и разнообразие религиозной жизни курдов представляет обширное поле деятельности для исследователей. Приведем пример. Опубликованный в России очерк, посвященный одному из эпизодов первой мировой войны на турецко-иранской границе, рассказывает о том, как отряд казаков попал в расположение кочевников курдов. Автор ___________________________________ 1Gebineau, Trois ans en Asie, 1859, p. 338—370. 2См. у Греияра о кнзылбашах, J. Л., 19043«Syria», 1922, p. 262—263. 347 книги, командовавший этим отрядом, обратил внимание на шатер курдов. В нем он увидел треножник, а на нем котел и ржавую цепь, один конец которой свешивался с рогов горного козла, а другой спускался под треножник1. Камни очага были испещрены рисунками, знаками и буквами. Сопровождающий казаков армянин-переводчик объяснил, что этот очаг — нечто вроде алтаря или места для жертвоприношений. По его словам курды, официально исповедующие ислам, на самом деле не порвали с язычеством и «приносят жертвы неведомым богам». И действительно, между камнями валялись полуобгорелые бараньи рога. В этом шатре никто не живет, он содержится всем племенем. Туда собираются в торжественные дни, и старейшины рода на этих камнях приносят в жертву животных2. 1Эту «цепь очага» можно найти и у оссетов (rakhis), как сообщил мне историк Г. Вернадский.2См. Hadji Mougouiev, Vers les rivages du Tigres, p. 113. В. Никитин. Курды. СС. 345-348. Москва 1964 В. Ф. Минорский о Людях истины (ахле-хакк) Гораздо менее изучена другая, преимущественно курдская, религия, так называемое «али - аллaxийство»5). Непосвященные полагают обычно, что все дело в обожествлении четвертого халифа Али и повторяют мусульманские россказни о существующих, будто бы, у ceктантов ритуальных оргиях, вроде хлыстовских. Последний факт опровергается, однако, даже мусульманскими авторитетами6). Что касается характерных черт исповедания, то вот оно. Божество 7 раз являлось в мир во плоти, причем одним из воплощений был действительно и Али. Каждый раз Божество сопровождали четыре ангела, являющеся ипостасями отдельных свойства, Бога. Таким ангелом был и пророк Мухаммед в эпоху Али. Полное «раскрытие тайны» произошло, однако, не во времена Али, а при позд-_________________5)»Али-аллахи», сами себя называющие «люди истины», имеются и у нас в России, в Елизаветиопольской губ. и Карсской области. На Кавказе, однако, они в большинстве не курдскаго происхождения. В качестве особой религии, они показаны и на официальных картах, см. Зап. Кав. Отд. Геогр. Общ. 1897, кн. XIX и Кавказ. Календарь 1907 г.6) Ср., напр. «Бостан-ес-сияхеть, стр. 371.25 нейших халифах и последователей по отношению главнейшего из своих спутников1). Сектанты верят в переселение душ, говоря, что смерть это-подобие того, как «утка ныряет в воду»: в одном месте погрузится, а въ другом покажется внов. Интересен их обычай побратимства. Среди обрядов важную роль играет распределение между присутствующими особого хлеба и особенным образом сваренного мяса, что даже дало повод к предположениям, будто сектанты древние христиане, сохранившие память о причастии. Это, конечно, неверно, так как секта по всему своему направлению ничего общего с христианством не имеет. С мусульманами али-аллахи живут во вражде.26
В.Ф. Минорский. КУРДЫ. З а м е т к и и в п е ч а т л е н и я (с приложением карты). С.25-26. Петроград, 1915.
|
|
( Monday, 10 November 2008 ) |
< . |
---|
Авторизация
Кто на сайте?
:- 9
Последние комментарии
Другие Статьи
Всего пользователей
![]() | 152284 |
![]() | 42 |
![]() | 159 |
![]() | 389 |
![]() | : Kahinindgar |
Уважаемая Аза!Вы прав...
Молодец, Аза!
Уважаемая редакция с...
Регулярно и с неослаб...
Курдам нужна помощь в ...