Template Tools
You are here :  
Todays is : Saturday, 15 December 2018
Древние евреи в Курдистане Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Administrator   
Wednesday, 13 August 2008
                                       Авраам Галанти –  ученый и политик    Image

         В предлагаемых читателю небольших отрывках из работ Авраама Галанти речь идет о мало изученных событиях древности, об источниках, содержащих очень скудные сведения о депортации евреев древней Иудеи в Малую Азию более 2,5 тысяч лет назад. Собранные историком Гадом Насси по публикациям Галанти и дополненные его собственными изысканиями материалы во многом носят характер гипотетический. Они так и озаглавлены:

                                                   Иудео-армянский миф 

       История армян, одного из древнейших народов востока, как и евреи, уцелевшего до наших дней, полна трагизма. Оба народа оказывались под властью могущественных держав древности: Вавилона, Ассирии, Персии, государства Селевкидов, сложившегося после смерти Александра Македонского, а позднее Рима, Византии и арабского халифата.

 

Следы пребывания еврейского населения в Малой Азии Галанти находил в районе от Каппадокии до Киликии: Эгине (ныне Кемалие), Даренде, Диврике и Арапкире.

 

Название древнего города Эгин (Агин) по-армянски «взгляд» либо «источник». Оно сходно со словом ayin в транскрипции с древнееврейского. Далее Галанти приходит к выводу, что еще в начале XX века в Эгине существовала иудео-армянская религиозная община, именовавшая себя «Пакрадунис», отличавшаяся от других армянских общин нормами внутренней жизни и некоторыми традициями. Долихоцефальный череп и другие особенности внешнего вида приближали их к еврейскому типу.

 

Соблюдение семидневного траура – распространенная еврейская традиция. Близки еврейским и другие обычаи. Жители названных городов не едят свинину, соблюдают некоторые законы субботы, употребляют вино, произведенное только членами общины. У них преобладают внутриобщинные браки.

 

Галанти считал, что распространенная в Армении фамилия Исраэлян, т.е. по-армянски сын Израиля, в какой-то мере также подтверждает его версию. Он заметил, что члены этой общины преуспевали в торговле, финансовых операциях, а также в искусстве, науке, поэзии.

                                      Несколько страниц истории евреев Армении 

          В ряде источников Армения именуется Амалек, евреи называли армян амалекитами. Такой же термин для их обозначения использовали в Византии. В записках Иосифа Флавия сказано, что Амалек был завоеван коленом Вениаминовым в царствование Саула и что потомки этого племени положили начало иудаизму в Армении.

         Однако автор не исключает, что история евреев Армении восходит ко времени депортации евреев древнего Израиля на территорию нынешнего турецкого Курдистана около 2800 лет назад при ассирийском царе Салмансаре III, правившем с 858 по 824 год до н.э. Евреям будто бы даже было разрешено обратить местное население в иудаизм (известно, что, как правило, евреи не стремились к прозелитизму – И.Ф.). Местная царская династия Адиабен, вместе с частью подданных приняла иудаизм, как это впоследствии сделали хазары. Столицей этого небольшого княжества был город Арбиль, в наши дни довольно крупный курдский центр. Принявшие иудаизм жители армянского княжества были единственными, кто попытался помочь евреям во время нашествия римлян на Иудею.

      В начале II века иудаизм утвердился в центральной части территории нынешнего турецкого Курдистана. Существует предание, которое поддерживают некоторые историки, что местные курды смешались с выходцами из одного из утерянных колен Израилевых. Легенды о связи с древним Израилем бытуют и в среде некоторых курдских племен. Сама по себе подобная версия не является чем-то исключительным. Перемещение и смешение народов древности происходило по разным причинам: войны, депортации, стихийные бедствия. Переселенцы смешивались с местным населением, происходило взаимопроникновение культур, языков, традиций.

      Древнее армянское царство достигло вершины своего могущества при царе Тигране II (95-56 гг. до н.э.). Он сумел завоевать Сирию, а после захвата Акры военная угроза возникла перед еврейской правящей династией Хасмонеев. Однако в 69 году до н.э. на Армению напали римляне и Тиграну II пришлось удалиться восвояси.

       Иосиф Флавий упоминает о том, что евреи Иудеи были взяты в плен армянским царем Артаваздом II (55-34 гг. до н.э.) и отправлены в район Вана. Но еще его отцом  Тиграном II множество ремесленников-евреев были переселены из эллинистических городов Малой Азии.

       Связи с Иудеей поддерживало небольшое княжество Адиабен, находившееся в верхнем течении Тигра. Его правители большую часть эллинистического периода зависели от могущественного Парфянского царства, но бывало и по-другому. Глава Адиабена Изат (36-60 гг. до н.э.) настолько укрепил свою власть, что сумел восстановить на престоле ранее свергнутого парфянского царя Артабана III. В благодарность Изат получил обширную территорию Нисибиса со столицей в Арбиле, что позволило ему и позднее играть важную роль в разгоревшейся после смерти Артабана III династийной борьбе.

         Известно, что Изат и его мать Елена приняли иудаизм. 

       Иудаизма придерживался также Монобаз II, брат и преемник Изата и, конечно, многие из его подданных. Сыновья Изата в Иерусалиме изучали древнееврейский язык и религиозные законы.

      В талмудических источниках говорится о том, что Елена пожертвовала в иерусалимский храм золотой подсвечник. Она прибыла в Иудею в Суккот и повелела спутникам воздвигнуть шатер, который посетили раввины.

        Иосиф Флавий сообщает, что во время посещения Иерусалима в 46 году правительница Адиабена Елена щедро помогала жителям этого города, страдавшим тогда от голода. Ее доверенные лица привезли из Александрии и с Кипра зерно и сухофрукты, которые были розданы нуждавшимся. Елена оставила о себе добрую память и заслужила признательность населения. Столь же великодушным был ее сын Изат. Узнав о голоде в Иерусалиме, он пожертвовал его жителям значительную сумму денег. В помощь страдавшим от голода отправил свои ценные вещи и брат Изата Монобаз.

 

Правители Адиабена пытались помочь евреям и в дни их отчаянного сопротивления римлянам. Иосиф Флавий приводит список наиболее отличившихся в сражениях воинов Монобаза, получившего власть после смерти Изата.

 

         В конце концов, Адиабен, некогда входивший в состав Ассирии, был завоеван Римом и стал одной из Римских провинций.

       Территории Малой Азии также многократно подвергались нашествию завоевателей и переходили от одной державы к другой. Правители Адиабена вели сражения с селевкидами. Армянские города этого периода сохраняли эллинистический облик и жили относительно свободно. Правители не препятствовали свободному перемещению жителей различного вероисповедания, что способствовало благополучию еврейских общин, занимавшихся торговлей и ремеслами. Но стабильность и процветание закончились в десятилетие 360-370 гг. до н.э., когда многие евреи были депортированы в Иран очередным завоевателем – шахом династии Сасанидов Шапуром II (309-379 г. до н.э.).

       Разрозненные слабые христианские княжества Армении не могли оказать сопротивления централизованным державам, располагавшим многочисленным войском. Но и христианская Византия позднее не была опорой армянским христианам, в массе своей придерживавшимся монофизитского течения.

       На Халкидонском соборе в 451 году монофизитское течение было осуждено как ересь. Армянские монофизиты противостояли претензиям на верховенство византийской диофизитской церкви.

Столь же отрывочные сведения о еврейском населении содержат некоторые средневековые армянские источники. Историк Моиз де Шорен писал, что потомки племени Аматуни, состоявшие в родстве с армянской феодальной династией Багратуни, утверждали, будто их далекими предками были царь Давид и Вирсавия. Впрочем, они претендовали и на родство с девой Марией.

     Багратуни владели территорией, включавшей окрестности Арарата, где, по преданию, находились остатки Ноева ковчега. Они сумели объединить силой оружия несколько соперничавших феодальных княжеств и стали властителями всей Армении. Объединенное Армянское царство просуществовало с 885 по 1045 год, а затем было завоевано мусульманами. Что касается потомков этой царской династии, то они позднее жили до 1801 года в Грузии в православной среде и тем не менее старались сохранить собственные традиции, настаивая на своем древнееврейском происхождении.

        Падение Армянского царства повлекло за собой упадок хозяйственной и культурной жизни на территориях.

        Большая часть армянского населения сосредоточилась в Каппадокии и Киликии – византийских провинциях на юго-востоке Малой Азии. Сформированная на этих территориях Малая Армения вступила в союз с Иерусалимским королевством крестоносцев (латинян). В 1291 году латиняне были разгромлены отрядами мамлюков, а вскоре прекратила свое существование и Малая Армения под ударами очередных захватчиков.

      В 1996 году на территории современной Армении были сделаны важные археологические открытия. Речь идет о похоронных стелах, часть из которых содержала тексты на древнееврейском и арамейском языках. Найдены они были близ населенного пункта Эгежис в районе Сивника на юго-востоке Армении. Датируемые, начиная от середины XIII века, а некоторые конкретно 1337 годом, эти находки являются убедительным доказательством существования еврейской общины на территории Армении с древнейших времен до Нового времени. Наряду с подобными общинами в Грузии, Иране, Азербайджане, Дагестане, Крыму и Украине, эта община, члены которой входили в число региональной знати, просуществовала до вторжения монголов в Закавказье и Малую Азию.

      Нынешняя еврейская община Армении не имеет каких-либо связей с древним еврейским населением этих земель. Она состоит из переселенцев, покинувших Россию, Грузию, Белоруссию и Украину, прибывших сюда в XX столетии.

                                   О следах исчезнувшего иудаизма 

       В разные периоды своей истории Армения владела землями в Закавказье, Центральной, Восточной и Юго-Восточной Анатолии, включая сегодняшний Курдистан. Примерно к 500-400 вв. до н.э., как считают некоторые историки, несмотря на отдельные культурные различия местного населения, складывается армянский этнос.

Армения, как и Иудея, подвергалась многократным нашествиям могущественных держав древности и, конечно, различным религиозным и культурным влияниям.

        В IV-V вв. значительная часть потомков еврейского населения Армении и Курдистана была обращена в христианство.

      К 1375 году вместе с разрушением Малой Армении исчезли еврейские общины как единые этнические сообщества. Что стало позднее с армянскими евреями? Часть их примкнула к остаткам еврейских общин на территории Курдистана. Общины северных районов Малой Азии, вероятно, перешли в христианство.

        По данным еврейской энциклопедии, выходившей в 1901-1906 гг., из 5000 евреев, живших на землях между городами Ван и Мосул, к началу XX века только 360 человек еще придерживались иудаизма. Остальные, очевидно, приняли религию армян. Но как бы то ни было, до начала XX века местные земледельцы считали жителей города Ван в Юго-восточной Анатолии евреями. Некоторые историки задают вопрос, не являлось ли население Эгежиса, считавшееся армянским, на самом деле остатком еврейской общины? На такую мысль наводят находки недавно открытого здесь еврейского кладбища.

      К сожалению, отсутствуют надежные данные о том, почему и каким образом на протяжении длительного времени еврейские общины утрачивали свою религию, а с нею и этническую идентичность. Однако сохранились кое-какие данные, позволяющие сделать некоторые заключения о феномене Пакрадунис. Например, есть сходство в звучании таких наименований, как Багратуни и Пакрадунис. Возможно, название Пакрадун или Пекридун не только этимологически, но и в исторической перспективе содержит географическое и культурное напоминание о династии Багратуни.

        Кем были жители Пакрадуна? Потомками царства Багратуни? Евреями, обращенными впоследствии в христианство? Или же одновременно и теми, и другими?

Этнический и культурный котел Армении, в котором варились осколки различных племен, допускает все эти предположения.

 

И. Л. Фадеева  «ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО», №40 (313), 2006 г. 
опубликовано
Добавить новыйПоискRSS
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joomlao.com

Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved.

 
< Пред.   След. >

Авторизация

Вход / Регистрация

Кто на сайте?

Сейчас на сайте:
Гостей - 8

Последние комментарии

Другие Статьи

                                               

Всего пользователей

129882 зарегистрированных
2 сегодня
292 на этой неделе
641 в этом месяце
новенький: rochelletg16